Итоги проведения региональных дискуссий по актуальным вопросам развития страны и регионов

Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Задать вопрос

МОГИЛЁВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

 

МОГИЛЕВСКИЙ ДИАЛОГ:
Итоги проведения региональных дискуссий  по актуальным вопросам развития страны и  регионов

Об итогах социально-экономического
развития  Могилевской области за 9 месяцев 2020 г.

материал  для информационно-пропагандистских групп

г. Могилёв
ноябрь 2020 г.

  1. МОГИЛЕВСКИЙ ДИАЛОГ:

Итоги проведения региональных дискуссий  по актуальным вопросам развития страны и  регионов

 

Во исполнение поручений Главы государства, данных 16 сентября 2020 г. в ходе встречи с активом Республики Беларусь по вопросам общественно-политической ситуации в стране, в Могилевской области в период с 13 по 23 октября 2020  была организована работа диалоговых площадок по вопросам конституционной реформы, иным актуальным проблемам развития страны и регионов.
В городах Могилеве и Бобруйске проведено 9 региональных дискуссий по направлениям:
- конституционное реформирование и партийное строительство;
- повышение роли местного управления и самоуправления с проекцией на развитие регионов;
- государственная молодежная политика;
-социальная сфера (образование, спорт, культура, экология);
- экономика (инфраструктура, бизнес, региональные проекты).
В каждом районе области состоялись региональные дискуссии в рамках проведения расширенных заседаний координационных советов общественных организаций и политических партий регионов, в то числе таких, как Коммунистическая партия Беларуси, Объединенная гражданская партия, партия левых «Справедливый мир», БНФ, т.е. был представлен широкий спектр гражданского общества.
Все региональные дискуссии прошли в заинтересованной, открытой обстановке с внесением конкретных предложений, направленных на улучшения качества жизни населения, на сохранение мира и согласия  в обществе.
Например, обсуждение основных направлений совершенствования национального конституционного законодательства состоялось 16 октября в Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова в рамках работы открытой региональной платформы «Конституционное строительство».
Участниками платформы обсуждены и предложены  изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь по вопросам государственного строительства, механизма назначения руководителей органов исполнительной власти и судей, совершенствования функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь», а именно:
1. Целесообразно на конституционном уровне определить правовой статус Всебелорусского народного собрания;
Ввести норму о Всебелорусском народном собрании как представительном органе власти в раздел IV Конституции. Определить Всебелорусское народное собрание как представительный орган власти, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения по важнейшим вопросам государственной жизни и государственного строительства;
2. В соответствии с принципом разделения властей одно и то же лицо не вправе быть членом и высшего законодательного, и высшего исполнительного органов власти. Этому противоречит ч. 3 ст. 92, в которой  отмечается, что депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Кроме того, депутаты в Республике Беларусь работают на профессиональной основе и как указывается, например, в Конституции Российской Федерации, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;
3. Ранее Конституция предусматривала существование в Республике Беларусь Контрольной палаты. Ее Председатель и Совет избирался Парламентом. В целях усиления полномочий Парламента в сфере контроля стоит либо вернуться к данному варианту, либо осуществлять назначение Председателя Комитета государственного контроля Президентом, но с согласия Совета Республики (п. 12 ст. 84).
Создание института общественного контроля деятельности контрольно-надзорных органов позволит: повысить общественное доверие к власти;  повысить ответственность государственных служащих за эффективность своей деятельности; сократить уровень коррупции при осуществлении государственного контроля и надзора за счет осуществления прозрачных процессов, их регламентации и публичного мониторинга; оптимизировать бюджетные расходы – за счет сокращения малоэффективных контрольных мероприятий и оптимизации численности контрольно-надзорных органов;
4.  Изменить статус Конституционного Суда, включить его не в судебную систему, а в систему органов контроля, наряду с прокуратурой и Комитетом государственного контроля, вернув шестому разделу Конституции прежнее название «Государственный контроль и надзор»;
5. Для повышения доверия к Центральной комиссии по проведению выборов и республиканских референдумов  предложено вернуться к первой редакции Конституции. В ней данная комиссия образовывалась Парламентом. Либо использовать систему, когда 1/3 часть Центризбиркома определяется Президентом, 1/3 – Палатой представителей, 1/3 – Советом Республики (п.4 ст. 84). Также можно уточнить в п.11, что смещать Президент имеет право только тех членов Центральной избирательной комиссии, которых назначил он сам, но избранных Парламентом (п. 11 ст. 84);
6. Вышеуказанный подход возможен и для формирования Конституционного Суда для усиления его независимости и укрепления системы сдержек и противовесов (п.10 ст. 84; п.3 ст. 98);
7. Исключить в тексте Конституции упоминание о хозяйственном суде;
8. Предлагаемые изменения и дополнения в Основной закон страны в рамках обсуждения вопроса смертной казни. Заключение Конституционного   суда    Республики    Беларусь    от   11 марта 2004 г.
№З-171/2004     обращает   внимание   на  то, что   часть    третья    статьи
24 Конституции Республики Беларусь позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. По мнению Конституционного Суда вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге – об объявлении моратория на его применение, может быть решен Главой государства и Парламентом.
В качестве одного из вариантов решения указанного вопроса может стать ратификация Республикой Беларусь Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989г., в соответствии с которым ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства – участника этого Протокола, не подвергается смертной казни (пункт 1), каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (пункт 2).
Нашей Конституцией каждому гражданину гарантировано право на жизнь, исходя из гуманных общечеловеческих ценностей, считаем, что государство вправе на данном этапе взять на себя ответственность и объявить мораторий на применение смертной казни;
9. Предлагаемые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь в рамках решения вопроса о введении  института уполномоченного по правам человека:
Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и их защиту на территории Республики Беларусь и в пределах ее юрисдикции на постоянной основе осуществляет Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь.
Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь является независимым должностным лицом, которое следит за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами, содействует восстановлению нарушенных прав и свобод, совершенствованию нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод. Порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь определяется законом.
Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь пользуется неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Палата представителей решает вопрос о даче согласия на арест Уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь или на лишение его свободы иным образом, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.
Уполномоченный по правам человека в Республике Беларусь не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской или творческой.
Также были обсуждены и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и глав Основного закона нашей страны. В частности, например, предлагается:
1. При  проведения второго тура выборов Президента Республики Беларусь целесообразно перейти от абсолютного большинства к относительному, как это принято во многих странах (ч. 3 ст. 82 Конституции Республики Беларусь);
2. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей его полномочия временно переходят к Премьер-министру (ст. 89). Однако если с Премьер-министром  что-либо случится, кто до избрания нового Главы государства будет исполнять президентские  полномочия и кто будет возглавлять исполнительную власть. Предлагаем  на этот случай предусмотреть несколько возможных вариантов замещения вакантной должности по примеру некоторых стран мира;
3. Ценз проживания необходим чтобы лицо, представляющее интересы той или иной области страны, знало существующую там обстановку, наличие тех или иных региональных проблем.
Это обусловлено тем, что, например, в отношении Президента уточнено – Главой государства может быть гражданин Республики Беларусь постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ст. 80), то относительно членов Совета Республики такого уточнения нет (ч. 2 ст. 92). Желательно было бы также указать, что членом Совета Республики может быть гражданин, постоянно проживающий на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет непосредственно перед выборами, либо 5 лет из последних 10;
4. Временные декреты Президента Республики Беларусь сохраняют силу, если они не будут отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания (ч.3 ст. 101). Однако набрать 2/3 голосов очень сложно, в соответствии с чем, предлагается уменьшить данный показатель до абсолютного большинства голосов от полного состава каждой из палат Парламента;
5. Целесообразно расширить число субъектов права законодательной инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционные Суды  (ст. 99).
В соответствии с редакцией Конституции 1994 г. законодательной инициативой обладали также Генеральный прокурор, Контрольная палата и Национальный банк;
6. Предлагается сохранить за  Президентом только право на формирование Верховного Суда, а формирование судов нижестоящих инстанций передать в компетенцию Верховного Суда или областных судов в соответствии с судебной иерархией.
Много предложений внесено и по другим направлениям дискуссионных площадок.
Так, на дискуссионной площадке «Местное управление и самоуправление» обсуждали вопросы повышения роли самоуправления, расширения полномочий местных Советов депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов, земельным вопросам. Одним из предложений было повышение самостоятельности районов, налоговая и бюджетная автономия. Для этого предложено внести ряд изменений в налоговое и бюджетное законодательство.
Обсуждался также вопрос об усилении роли местного самоуправления. Участники высказали предложение об упразднении сельских Советов депутатов и создания сельских администраций с выбором Главы администрации путём голосования.
Кроме этого предлагалось внести изменения в законодательство  в части упрощения процедуры формирования органов территориального общественного самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.
Много внимания участниками дискуссий было уделено вопросам расширения полномочий коллегиальных и единоличных органов местного самоуправления, предоставление им финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения, право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам местного значения.
При обсуждении вопросов молодежной политики, участники дискуссии выработали ряд конкретных предложений, а именно:
- создать самостоятельный республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, который будет реализовывать свои полномочия через подразделения в структуре местных исполнительных органов;
- разработать и утвердить Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2022-2025 годы;
- установить порядок финансирования молодежных проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;
- создать единый молодежный информационный портал в Республике Беларусь;
- рассмотреть вопрос об увеличении возраста молодых граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от шестнадцати до тридцати пяти лет.
Вопросы развития экономики активно обсуждены с участием директорского корпуса области, предпринимательских структур, научной общественности, ведущих экономистов и юристов. 13 октября участники региональной дискуссии, прошедшей в г. Могилеве на базе ГУВПО «Белорусско-Российский университет», внесли ряд конкретных предложений, направленных  на развитие бизнеса, экономических процессов,  деловой инициативы, создание инновационных производств, а именно:
- сократить сроки принятия государственными органами различных решений (о выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство);
- определить наиболее интересные для инвесторов площадки и вкладывать бюджетные средства в инженерную инфраструктуру. Особо остро стоит вопрос с финансированием СЭЗ по данному направлению;
-  предусмотреть возможность предоставления льгот для крупных и мелких организаций объединенных в кооперационные цепочки и выпускающих инновационную, импортозамещающую, экспортоориентированную продукцию;
- определить источник финансирования организаций кластерного развития, которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;
- дополнить виды работ, которые может выполнять организация, выполняющая установку нового оборудования, с разработкой ПСД но без дополнительного разрешения исполкомов, такими работами как работы по прокладке или замене инженерных сетей и технологического оборудования, находящихся вне зданий, но являющихся частью оборудования, а также отделочных и других работ производимых внутри здания  и не затрагивающих несущую способность здания;
- гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;
- исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления, более активно использовать практику применения залога;
- исключительное право на решение о лишении собственности, принудительной остановке работы организаций предоставить только суду;
- внести корректировки по вопросам исчисления размеров пенсии для руководителей субъектов хозяйствования государственной формы собственности с долей государства более 50%, увязав ее со стажем, и  результатами деятельности общества;
- развить инструменты финансирования МСП в рамках мероприятий по поддержке предпринимательства, особое внимание уделить грантам;
- с учетом сложившейся ситуации внести изменения в систему оплаты за энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за них, а также рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного субсидирования; 
- определить, что организации (за исключением нефтехимии, калийных удобрений и т.п.), имеющие рентабельность выше 20%, сверхприбыль вкладывают в развитие территорий, на которых они расположены;
- с целью более качественного подбора аспирантов ВУЗов, предоставить право второй отсрочки от службы в вооруженных силах для обучения в аспирантуре;
- организовать взаимодействие ВУЗов и организаций по написанию курсовых и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования.
Вопросы функционирования и развития социальной сферы рассмотрены на региональной дискуссионной площадке, состоявшейся в г. Могилеве 19.10.2020 года. В результате внесены следующие предложения:
- отвязать штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;
- ввести единый экзамен по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, проводимый независимыми комиссиям, с целью распределения потоков учащихся для дальнейшего обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;
- ввести единый государственный экзамен в форме независимого ЦТ, объединив выпускные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в высшие учебные заведения;
- создать республиканскую Интернет-платформу для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным вопросам обучения и воспитания (с привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики).
- расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или услуги ассистента предоставляются для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы сопровождения;
- предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной основе;
- проработать вопрос о создании республиканской общественной организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение, реставрацию и использование объектов для публичного посещения, культурно-образовательных целей;
- пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
- разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению объектами инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные площадки на дворовой территории, велодорожки);
- разделить ответственность туристических операторов и туристических агентов перед потребителем услуг.
По данному направлению внесено ряд предложений по внесению изменений в Конституцию Республики Беларусь на дискуссионной площадке города Бобруйска, а именно предложено:

  1. Второй абзац статьи 49 изложить в следующей редакции: «Гарантируется доступность и бесплатность дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования в государственных учреждениях».

2. Статью 49 дополнить пунктами:
1.Общее базовое образование является обязательным.
2.Родители и (или) лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми общего базового образования.
3.Родители и (или) лица, их заменяющие, имеют право выбора государственного или негосударственного учреждения образования.
4.Государством устанавливаются образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.
3. Статью 32 изложить в следующей редакции:
Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь в вопросах жизнеобеспечения.                                                                                                                     
Одиноким нетрудоспособным пожилым гражданам и инвалидам гарантирована помощь государства в вопросах их жизнеустройства.
В статье 32 в пункте 4 слова «решения суда» заменить словами «решения уполномоченного органа».
4. Статью 45 изложить в следующей редакции:
Граждане Республики Беларусь обязаны ответственно относиться к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих.
5. Необходимо расширение критериев определения возрастных категорий, предусмотренных Положением о критериях определения возрастных категорий детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 871.
Ряд конкретных предложений поступило от районных дискуссионных площадок, например о введении смешанной избирательной системы, о расширении полномочий местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов (областного и районного уровня) по вопросам социально-экономического развития и  жизнеобеспечения регионов.
На дискуссионных площадках много предложений было по принятию дополнительных мер по привлечению и закреплению молодежи в малых и средних городах и сельской местности таких как:
расширение  объемов строительства арендного жилья;
расширения полномочий местным органам власти по определению категорий молодых граждан (до 31 года) для получения арендного жилья, исходя из реальной потребности региона;
выделение льготного кредита для молодых специалистов не зависимо от места жительства родителей;
поддержка предпринимательской инициативы через бюджетное финансирование не только безработным гражданам, но и выделение грандов молодым гражданам, в том числе и предпринимателям, на реализацию бизнес-проектов на конкурсной основе и на обучение новым востребованным  специальностям и другие.
На дискуссионных площадках также обсуждались вопросы укрепления материально-технической базы учреждений образования, культуры, здравоохранения  районного уровня, развития коммунальных объектов, транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Активно поднимался вопрос о возможном изменении административно-территориальной системы. Отмечено, что неопределенность и непонимание о статусе того или иного районного центра приводит к тому, что семьи не понимают можно ли планировать будущее свое и своих детей в данном населенном пункте, открывать бизнес или нет.
Высказано пожелание, чтобы в результате  административной реформы сохранились малые города, ведь именно вокруг них сегодня концентрируются сельские населенные пункты, жители планируют свою жизнь с учетом уже сложившейся инфраструктуры на местах, а любое укрупнение, как показал уже опыт, или перенос центров районов, приведет к дальнейшему усилению урбанизации в стране.
23 октября состоялось пленарное заседание по итогам проведения региональных дискуссий  по актуальным вопросам развития страны и  регионов «Могилевский диалог», все поступившие предложения обобщены и включены  в итоговую резолюцию.
В течение ноября-декабря 2020 года для сбора предложений от населения  по актуальным вопросам развития страны и  регионов  на базе общественных приемных РОО «Белая Русь»  в каждом регионе области  организован прием граждан участниками региональных диалоговых площадок по вопросам конституционной реформы, иным актуальным проблемам развития страны и регионов – для районов два раза в неделю, для городов Могилева и   Бобруйска   ежедневно   (кроме выходных дней) с 17-00 до 19-00.  Графики приема  опубликованы  в региональных средствах массовой информации,  размещены на официальных сайтах горрайисполкомов, администраций районов в гг. Могилеве и Бобруйске

Резолюция
по итогам проведения пленарного заседания по итогам проведения региональных дискуссий  по актуальным вопросам развития страны и  регионов «Могилевский диалог»  23.10.2020 г.

         Представители органов государственного управления и самоуправления, депутатского корпуса, общественных организаций и политических партий, населения Могилевской области по итогам проведения в области региональных дискуссий  по актуальным вопросам развития страны и  регионов вносят  следующие предложения по результатам рассмотрения вопросов на диалоговых площадках:

  1. По вопросам конституционного реформирования и партийного строительства:

- на конституционном уровне закрепить информационный статус Белорусского государства;
- предусмотреть совершенствование функционирования контрольно-надзорных органов Республики Беларусь;
- произвести имплементацию смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы;
- ввести мораторий на применение смертной казни;
- ввести институт уполномоченного по правам человека в Республике Беларусь.
Обсуждены и другие вопросы, затрагивающие содержание различных разделов и глав Основного закона Республики Беларусь: о порядке формирования Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь,  полномочиях Конституционного Суда, определении правового статуса Всебелорусского народного собрания, о создании института общественного контроля деятельности контрольно-надзорных органов, исполнении обязанностей Президента Республики Беларусь при невозможности исполнения им своих обязанностей,  правовом статусе Декретов Президента Республики Беларусь, расширении числа субъектов права законодательной инициативы, включив в их перечень Верховный и Конституционные Суды.

  1. По вопросам повышения роли местного управления и самоуправления с проекцией на развитие регионов:

- местные Советы депутатов избираются на 5 лет;
- рассмотреть возможность  реорганизации сельских Советов депутатов в сельские администрации с выбором Главы администрации путем голосования;
- расширить полномочия местных Советов депутатов по вопросам социально-экономического развития, жизнеобеспечения регионов и земельным вопросам;
- повысить самостоятельность районов, налоговую и бюджетную автономию;
-расширить  полномочия и функции органов местного самоуправления (депутатам и органам территориального общественного самоуправления (далее – ОТОС),  с предоставлением им финансирования для решения под свою ответственность вопросов местного значения, право ОТОС участвовать в работе сессий (президиумов) и вносить на рассмотрение Совета, его органов, исполкома и местных администраций предложения по вопросам местного значения;
-упростить процедуры формирования органов территориального общественного самоуправления, предоставить депутату местного Совета депутатов право участвовать в формировании ОТОС в пределах своего избирательного округа.

  1. По вопросам экономики:

с целью более качественного подбора аспирантов ВУЗов, предоставить право второй отсрочки от службы в вооруженных силах для обучения в аспирантуре, магистратуре;
- организовать взаимодействие ВУЗов и организаций по написанию курсовых и дипломных проектов по актуальным вопросам субъектов хозяйствования;
- развить инструменты финансирования малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий по поддержке предпринимательства, особое внимание уделить грантам;
-  предусмотреть возможность предоставления льгот для крупных и мелких организаций, объединенных в кооперационные цепочки и выпускающих инновационную, импортозамещающую, экспортоориентированную продукцию;

  1.  определить источник финансирования для организаций кластерного

развития, которые будут вести на первом этапе работу по созданию и развитию кластеров;

  1. - сократить сроки принятия государственными органами различных решений  (о выделении земельных участков, выдаче разрешений на строительство и др.);
  2. - гарантировать право руководителей на разумный деловой риск;
  3. - исключить возможность заключения под стражу лиц до вынесения приговора за экономические преступления, активно использовать практику применения залога;
  4. - внести корректировки в нормативные акты по вопросам исчисления размеров пенсии для руководителей субъектов хозяйствования;
  5.  - внести изменения в систему оплаты за энергоносители, предоставив право, а не обязанность, предоплаты за них, а также рассмотреть вопрос прекращения действия системы перекрестного субсидирования; 
  6. - определить в каждом районе производственные площадки и вкладывать средства республиканского бюджета в инженерную инфраструктуру. Продолжить работу по развитию свободных экономических зон.

4. По вопросам молодежной политики:
-создать самостоятельный республиканский орган государственного управления, ответственный за осуществление государственной молодежной политики, который будет реализовать свои полномочия через подразделения в структуре местных исполнительных органов;
- разработать и утвердить Республиканскую программу «Молодежь Беларуси» на 2022-2025 годы;
- установить порядок финансирования молодежных проектов и программ общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, посредством получения государственных грантов на конкурсной основе;
- создать единый молодежный информационный портал в Республике Беларусь;
- рассмотреть вопрос об увеличении возраста молодых граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и считать таковыми в возрасте от шестнадцати до тридцати пяти лет.

5. По вопросам развития социальной сферы:
- отвязать штатное расписание стационарных учреждений здравоохранения от коечного фонда;
-  ввести единый экзамен по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, проводимый независимыми комиссиям, с целью распределения потоков учащихся для дальнейшего обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, профильных классах школ, гимназий, лицеев;
- ввести единый государственный экзамен в форме независимого ЦТ, объединив выпускные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в высшие учебные заведения;
- создать республиканскую Интернет-платформу для общения родителей по наиболее актуальным и проблемным вопросам обучения и воспитания (с привлечением опытных и авторитетных экспертов: психологов, педагогов, медиков и иных субъектов профилактики);
- расширить возможность оказания услуги сопровождаемого проживания или услуги ассистента предоставляются для одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II группы с умственными нарушениями, предусмотрев различные формы сопровождения;
- предусмотреть в законодательстве норму, позволяющую, исходя из интересов подопечного, органам опеки и попечительства заключать с опекунами, не являющимися родственниками, договоры об осуществлении опеки на возмездной основе;
- проработать вопрос о создании республиканской общественной организации, деятельность которой была бы направлена на всемирную популяризацию идеи сохранности историко-культурного наследия республики, приобретение, реставрацию и использование объектов для публичного посещения, культурно-образовательных целей;
- пересмотреть вопросы налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь всего комплекса работ по реконструкции и реставрации объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
- предусмотреть отчисления от продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия для направления полученных средств на   реконструкцию и реставрацию объектов историко-культурного наследия, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

- разработать и внедрить новые социальные стандарты по обеспечению объектами инфраструктуры физической культуры и спорта (определение количества обязательных объектов в регионах: стадион, бассейн, игровой зал, спортивные площадки на дворовой территории, велодорожки);
- разделить ответственность туристических операторов и туристических агентов перед потребителем услуг.

Главное управление идеологической работы и по делам молодежи облисполкома

  1. Об итогах социально-экономического

развития  Могилевской области за 9 месяцев 2020 г.

Валовой региональный продукт. По итогам работы за 9 месяцев 2020 г. объем валового регионального продукта (далее – ВРП) составил 7 070,2 млн. рублей в текущих ценах, или 100,3 % в сопоставимых ценах
к аналогичному периоду 2019 года при задании на январь-сентябрь 2020 г. – 103 %.
Темп роста производительности труда по ВРП за январь-август 2020 г. составил 100,9 % при задании на январь-сентябрь 2020 г. – 103,1 %.
Положительный вклад в прирост ВРП обеспечен за счет сельского, лесного и рыбного хозяйства (0,8 %), промышленности (0,3 %) строительства (0,1 %), оптовой и розничной торговли (0,2 %). Организации транспорта и прочие виды деятельности оказали отрицательное влияние на ВРП – «минус» 0,5 % и «минус» 0,6 % соответственно.
Промышленность. По итогам работы за январь-сентябрь 2020 г. промышленными организациями области произведено продукции на сумму 7,3 млрд. рублей и сформировано более трети валовой добавленной стоимости (34,1 %).
Индекс промышленного производства (далее – ИПП) составил 101,0 %, в том числе по видам экономической деятельности: «Горнодобывающая промышленность» – 138,1 %, «Обрабатывающая промышленность» – 100,4 %, «Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом» – 104,7 % и «Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 101 %.
За январь-сентябрь 2020 г. по отношению к уровню аналогичного периода 2019 г. снижены объемы производства: обуви (темп роста – 68,8 %), шин для автобусов, грузовых автомобилей (74,5 %), труб стальных (80,7 %), тракторов для сельского и лесного хозяйства (83,6 %), пиломатериалов (89,1 %) и другой продукции. При этом увеличено производство: цельномолочной продукции (107,5 %), химических волокон (111,1 %), плит древесно-стружечных (124,2 %), сыров (кроме плавленого сыра) (141,1 %), и других товаров.
В структуре промышленного производства области по-прежнему снижается удельный вес республиканских организаций (с 59 % по итогам 2019 года до 55,2 % за 9 месяцев 2020 г.). При этом удельный вес организаций коммунальной формы собственности и юридических лиц без ведомственной подчиненности увеличивается. Доля коммунальных организаци