Руководство по качеству для поставщиков
1 Общие положения
В настоящем Руководстве описаны общие требования, применимые ко всем поставщикам сырья, материалов и комплектующих. Данное руководство применимо ко всем продуктам, закупаемым у внешних поставщиков и используемым в конечном продукте.
Руководство по качеству для поставщика не заменяет условий, установленных в договорах на поставку, и направлено на достижение общих целей по постоянному повышению качества продукции и снижения частоты появления дефектов.
Основными задачами при организации поставок являются:
- создание взаимовыгодных, долгосрочных и партнерских отношений путем развития системы менеджмента качества Поставщиков;
- поиск альтернативных поставок для создания конкурентной среды;
- снижение потерь по причинам несвоевременности осуществления поставок продукции Поставщиков и их несоответствующего качества.
2 Термины, определения и сокращения
В настоящем Руководстве применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
Несоответствующая продукция – результат деятельности участников процессов, несоответствующий установленным требованиям и в значительной степени влияющий на качество конечной продукции предприятия;
Поставщик – организация, которая предоставляет продукцию или услугу (СТБ ISO 9000);
Потребитель – лицо или организация, которые могли бы получать или получают продукцию или услугу, предназначенную для данного лица или организации или затребованную ими (СТБ ISO 9000);
Процесс – набор взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которые используют входы для поставки намеченного результата (СТБ ISO 9000);
Рекламация – письменное заявление Потребителя по установленной форме Поставщику на обнаруженное в период действия гарантийных обязательств несоответствие качества и (или) комплектности поставленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) установленным требованиям;
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие изготавливаемой продукции, выполняемых работ (оказываемых услуг) требованиям, установленным техническими регламентами, положениями стандартов или иными документами;
Субпоставщик – лицо (фирма, компания), привлекаемая к поставке части или отдельных видов комплектующих изделий и материалов для Поставщика.
3 Нормативные ссылки и справочные материалы
СТБ ISO 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
СТБ ISO 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.
СТБ 1506-2021 Системы менеджмента. Анализ рисков. Анализ видов и последствий отказов.
Положение о приемке товаров по количеству и качеству от 03.09.2008 № 1290.
4 Требования ОАО «Зенит» предъявляемые Поставщикам
ОАО «Зенит» устанавливает следующие основные требования к
действующим и потенциальным Поставщикам:
1) требования к системе менеджмента качества Поставщика;
2) требования к взаимным коммуникациям и соблюдению условий сохранения конфиденциальности;
3) требования к качеству поставляемой продукции;
4) требования к управлению несоответствующей продукцией;
4.1 Требования к системе менеджмента качества Поставщика
СМК Поставщика должна соответствовать требованиями СТБ ISO 9001 или национальному стандарту, аутентичному ISO 9001. Сертификация должна проводиться аккредитованными органами по сертификации.
Оценка функционирования СМК Поставщика может осуществляться ОАО «Зенит» при проведении аудитов системы менеджмента качества Поставщика. Для Поставщиков, не являющихся производителями сырья, материалов и комплектующих в соответствии с договорными обязательствами, необходимо (по требованию) предоставлять свидетельства функционирования системы менеджмента качества (сертификат соответствия) производителя, а также актуальные ТНПА, в соответствии с которыми производится поставляемый продукт.
Требования, предъявляемые к системе менеджмента качества Поставщика, должны распространяться на СМК субпоставщика.
Поставщику следует идентифицировать документацию внешнего происхождения и осуществлять управление ей.
4.2 Требования к взаимным коммуникациям и к соблюдению условий сохранения конфиденциальности
Поставщику необходимо определить формы взаимодействия с Покупателем по заключенным договорам (контрактам) и вносимым в них изменениям и дополнениям.
Документированная информация Потребителя должна находиться под управлением для обеспечения того, чтобы она была доступна, приемлема для использования и защищена:
− от внесения непреднамеренных изменений;
− нарушения целостности;
− нарушения условий конфиденциальности.
Техническая документация, полученная Поставщиком от Потребителя, должна быть идентифицирована и верифицирована Поставщиком, защищена от внесения несанкционированных изменений. Договоры (контракты), заключенные с Потребителем, должны находится под управлением.
Для обеспечения постоянного улучшения с акцентом на предупреждение несоответствий и снижения затрат в цепи поставок, возможно согласование методики анализа видов и последствий отказов (FMEA) с поставщиками, согласно СТБ 1506.
Также Поставщику необходимо согласовать с Потребителем порядок проведения претензионной работы по установленным несоответствиям в гарантийный период эксплуатации сырья, материалов и комплектующих в составе продукции под товарным знаком ОАО «Зенит».
Передача конфиденциальной информации третьим лицам должна осуществляться только по согласованию с Потребителем, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
4.3 Требования к качеству поставляемой продукции
Требования к качеству продукции Поставщика устанавливаются в соответствии с техническими требованиями конструкторской документации или техническими условиями Поставщика, а также другими актуальными ТНПА на данный вид продукции.
Продукция должна иметь уникальные признаки (маркировку), позволяющие однозначно определить принадлежность товара Производителю.
Приемка продукции по количеству и качеству производится на складе Потребителя согласно Положения о приемке товаров по количеству и качеству от 03.09.2008 № 1290. Поставляемая продукция должна соответствовать по качеству, комплектности, маркировке, упаковке, требованиям ТНПА, распространяющимся на данную продукцию, или документов, заменяющих ТНПА. Поставщик обязан иметь сертификаты (декларации) на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия и поддерживать их в действующем состоянии.
Продукция, поступившая без сопроводительных документов, удостоверяющих качество и комплектность, не может быть использована в производстве до документального подтверждения Поставщиком качества поставленной продукции. Такая продукция берется потребителем на ответственное хранение. В случае не подтверждения Поставщиком качества поставленной продукции документально в 3-х дневный срок после его поступления на склад Потребителя, такая продукция переходит в разряд некачественного и подлежит возврату Поставщику за его счет.
В случае проведения выборочной проверки (в количестве до 5% от поставленной партии), его результаты распространяются на всю партию.
Поставщик обязан производить поставку продукции с обеспечением уровня дефектности «РРМ» (число дефектных изделий на миллион единиц изделий):
- в состоянии поставки при проведении входного контроля «РРМ» должен быть равен «0»;
- при сборке и испытаниях в производстве Потребителя нормы «РРМ» по каждому из наименований товара должны быть не более «50».
При невозможности обеспечения Поставщиком уровня дефектности на момент подписания договора, Потребитель и Поставщик согласовывают временную границу уровня дефектности поставляемой номенклатуры продукции на предстоящий период в виде приложения к договору.
4.4Требования к управлению несоответствующей продукцией
При поступлении Потребителю несоответствующей продукции, Поставщик обязан обеспечить выполнение договорных обязательств.
Поставщик должен иметь документированную процедуру управления несоответствующей продукцией с целью исключения любой возможности попадания дефектной продукции в производственный процесс Потребителя. Поставщик должен документировать правила хранения и идентификации несоответствующей продукции. В документированной процедуре Поставщика должен быть определен метод идентификации несоответствующей продукции для каждого этапа производства.
5 Аудит поставщика (субпоставщика)
Аудит Поставщика проводится с целью получения уверенности в том, что выпускаемая им продукция соответствует установленным требованиям, качество является стабильным и СМК, действующая в обществе, способствует постоянному улучшению качества продукции. Аудиты могут проводиться как у постоянных, так и потенциальных поставщиков, в том числе перед заключением договора (контракта).
Такие аудиты могут проводиться:
- на этапе выбора Поставщика;
- при появлении системных проблем.
Аудиту подлежит Поставщик в случае:
- роста количества рекламаций;
- увеличения несоответствий, выявленных при входном контроле.
Поставщик обязан периодически проводить аудиты и оценку деятельности субпоставщика в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 или аутентичного ISO 9001.
В случае выявления несоответствий по качеству поставляемых сырья, материалов и комплектующих и ухудшения их качества, Поставщиком, совместно с ОАО «Зенит», могут проводиться аудиты субпоставщиков.
6 Оценка и выбор поставщика
Выбор поставщика проводится с учетом следующих показателей:
- уровень качества поставляемой продукции (сравнение уровня качества поставляемой продукции с установленным в КД и ТД);
- уровень организации поставок (сравнение числа срыва сроков поставки закупаемой продукции);
- уровень цен на поставляемую продукцию (сравнение цен на закупаемую продукцию с действующими ценами на рынке сбыта);
- степень лояльности поставщика (сравнение и выбор наиболее выгодных условий оплаты с поставщиком);
- степень перспективности поставщика (наличие сертификата на систему качества и сертификата соответствия на поставляемую продукцию).
7 Ответственность поставщика
Поставщик гарантирует, что поставляемые товары не имеют дефектов и соответствуют согласованным требованиям, техническим условиям и действующей технической документации. Поставщик несет полную ответственность за продукцию субпоставщиков.
Гарантийный срок эксплуатации поставляемого товара устанавливается равным гарантийному сроку эксплуатации на товар Потребителя. Гарантийный срок исчисляется со дня ввода товара Потребителя в эксплуатацию.
Поставщик обязан применять стратегию защиты от ошибок (рисков) для обеспечения бесперебойного производства продукции всеми необходимыми ресурсами.
Поставщик обязан иметь план действий на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы обеспечить выполнение договорных обязательств при наступлении нештатных ситуаций.
При поставке несоответствующей продукции Потребитель производит оценку непроизводительных затрат включающих:
- затраты на переработку несоответствующей продукции;
- логистические затраты связанные с возвратом дефектной продукции поставщику;
- затраты на гарантийный ремонт;
- другие дополнительные затраты ОАО «Зенит», вызванные несоответствующей (дефектной) продукцией.
Все расходы, связанные с поставкой несоответствующей продукции и её заменой на качественную, возмещает Поставщик.
Управление процессом возмещения непроизводительных затрат ОАО «Зенит», связанных с ненадлежащим выполнением поставщиком своих обязательств оговаривается в разделе «Ответственность сторон» договора поставки.